г. Екатеринбург, проспект Ленина между улицами Сакко и Ванцетти и Вайнера
Смотреть на картеЖивописец, монументалист, график, художник театра и кино, скульптор.
Родился в 1938 году в г. Свердловск.
В 1957 г. окончил Свердловское художественное училище, в 1963 г. - Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.
С 1964 по 1966 гг. работал в творческой мастерской под руководством учителя В.М. Орешникова.
С 1964 г. участвует в отечественных и международных выставках (более 150 выставок, из них 5 - персональных).
С 1966 г. - член Союза художников России. Неоднократно награждался грамотами Министерства культуры, лауреат премий им. Г.С. Мосина, лауреат премии Губернатора Свердловской области за серию живописных работ «Мифологический и библейский цикл».
В 2003 г. присвоено звание «Заслуженный художник России».
Ранние работы Г. Метелёва проникнуты поэтическим мировосприятием. В поисках форм художественного высказывания он, как многие современники, использует изобразительную метафору. Форма притчи, иносказания как нельзя лучше подходила для выражения вечных – общечеловеческих чувств и идей. Философским смыслом наполнены автопортреты художника. В «Автопортрете (Дорога)» Г. Метелёв изобразил себя дважды: в образе кентавра, тянущего телегу, доверху нагруженную картинами, и в образе всадника, едущего на спине кентавра. Таким образом, художник сам себя везёт, и тяжела его ноша. Ангел с крестом в руках – посланник небес - благословляет жизненный и творческий путь мастера. В данной работе Г. Метелёв подчёркивает своё особое предназначение как художника, который, по его мнению, является воплощением божественных идей на земле. Символичны «Автопортрет» (1973 г.) и «Автопортрет (Между ангелом и бесом)» (1975 г.), где художник изображает вечную борьбу добра и зла в своей душе - граница между ними проходит через сердце каждого человека. Но добро побеждает в душе художника, ибо бесовская огненная лестница повержена, а золотая ангельская лестница ведёт прямо в небо, к Богу.
Г. Метелёв пишет ряд работ на библейские и мифологические сюжеты («Понтий Пилат», «Голгофа», «Омовение ног», «Суд Париса» и др.), соотнося сюжетные коллизии мифа с современной жизнью и современными проблемами. Так возникает в его работах двуединство реальности и воображения. Пытаясь установить связь между этими категориями, художник не всегда достигал гармонии, отсюда – многословность в некоторых его холстах, насыщенных до предела смысловыми пластами, значениями, синонимами («Будни Голгофы» (триптих по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), офорт, 1974 г.). Художник словно прислушивался к разным голосам внутри своего сознания. В этом разногласии явственно звучит главный аккорд – утверждение высоких гуманистических идеалов, их всечеловеческой сущности.
Автор не разделял виды изобразительного творчества на главные и второстепенные, а выбирал разные техники и материалы для воплощения замысла – станковую и монументальную живопись, книжную и станковую графику, экслибрис, мозаику, скульптуру, сценографию. Среди его работ – мозаичные росписи в Уральском государственном университете им. М. Горького, интерьерное оформление Екатеринбургского цирка, Дома печати, известна его живописная работа в Екатеринбургском музее искусств «Лермонтов. 1841 г.». Но главным для него было создание сюжетных картин. Большинство его произведений поражает виртуозность владения техникой живописи, и они наполнены конкретным содержательным смыслом. Художник верен своей основной задаче: утверждению главных ценностей жизни, постановке общечеловеческих проблем. Г. Метелёв – художник-философ.
Работы Г. Метелёва находятся в музеях Екатеринбурга, Челябинска, Читы, Владивостока, Оренбурга, Перми, Кургана, в частных коллекциях Швейцарии и Чехословакии.